Кто придумал бутылку для Кока-Колы?
Известно ли вам имя Раймонда Лоуи? Ещё в 1-ю Мировую он отличился в
звании капитана французской артиллерии, получил орден, но заслуженной
воинской славы не хватило для устройства мирной жизни, и в начале 20-х
годов он решил податься за счастьем на другой берег Атлантики.
Поскольку ещё во Франции он окончил художественную школу, то
зарабатывал прежде всего рисованием – создавал рекламные плакаты и
макеты, оформлял экспозиции и витрины. В 20-е годы были в моде
сделанные на заказ авто – и он начал предлагать автомобильным
фабрикантам свои эскизы. В период до Великой Депрессии он находил
немало заказчиков и среди производителей, не предлагавших модели
высшего класса, таких как Хадсон и Хапмобиль.
Вообще Лоуи не был первым, кто применил в автомобилестроении принципы
художественного конструирования. Автомобиль с самого начала старались
сделать красивым, поскольку подобный товар предназначался для людей
состоятельных, кроме того, многие намеренно подчёркивали его отличие от
конного экипажа. А пионером дизайна в автомобильной промышленности стал
соотечественник Лоуи Фрэнк де Косс, также работавший в Америке.
Но, в отличие от художников, ради дополнительного заработка занявшихся
доводкой стиля автомобилей, Лоуи с самого начала избрал своим профилем
технический дизайн. Кроме того, он занимался не только автомобилями – в
то время в обиход входили бытовые холодильники, радиоприёмники и прочие
новинки американской промышленности, и Лоуи в той или иной степени
приложил руку к внешнему виду любого из этих устройств. Так что даже во
времена Великой Депрессии он имел неплохой доход и считался
состоятельным человеком.
В 40-е годы Лоуи разрабатывал внешний вид железнодорожных экспрессов,
добиваясь того, что локомотив и вагоны стилистически составляли единое
целое, а также работал на фирму GMC, обеспечивавшую тогда подвижным
составом автобусную компанию Грэйхаунд, маршруты которой охватывали всю
Северную Америку. Таким образом он примирил монополистов в
железнодорожных и автобусных перевозках, жёстко конкурировавших друг с
другом.
Лоуи нашёл оригинальное решение – вагоны туристических поездов он
снабдил застеклёнными со всех сторон надстройками, из которых удобно
было любоваться окрестностями. Салон автобуса Сценикруизер для компании
Грэйхаунд он тоже выполнил в виде такой настройки, а поскольку
пассажиры оказались поднятыми высоко над дорогой, под полом салона
получился багажный отсек таких размеров, что туда мог поместиться
легковой автомобиль.
В 1947 году Лоуи пригласила автомобилестроительная компания
Студебейкер, и там он в полной мере воплотил свои идеи насчёт того, как
должен выглядеть автомобиль. Лоуи избегал характерной для американских
машин вычурности, его автомобили не были громоздкими, имели небольшие
свесы кузова, меньшая, чем у машин конкурентов, колёсная база
использовалась более выгодно. У Студебейкеров конца 40-х – начала 50-х
были просторные салоны, вместительные багажники, внешне они смотрелись
лаконично, но очень элегантно. Именно на Студебейкерах впервые
появились цельные гнутые лобовое и заднее стёкла, что сделало их более
технологичными в производстве. Также на двухдверных моделях компании
появилось необычное остекление, охватывающее всю заднюю часть салона и
обеспечивающее панорамный обзор.
| "Реактивный" Студебейкер. |
В 1949 году учеником и помощником Лоуи стал молодой дизайнер Вирджил
Экснер. Вместе они создали новую модель Чэмпион, передняя часть которой
напоминала нос ранних реактивных самолётов с круглым воздухозаборником.
Этот дизайн вскоре перешёл и на все модели семейства Коммандер, на
основе которого был создан Чэмпион. А Экснер в 1951 году перешёл в
корпорацию Крайслер, где быстро оказался на посту главного дизайнера и
вовсю начал продвигать авиационные мотивы, в результате чего во второй
половине десятилетия машины корпорации, а затем и всей Большой Тройки,
приобрели совершенно фантастическую внешность. А совместная разработка
Лоуи и Экснера даже попала в комикс Хёрлуфа Бидструпа о человеке,
решившем купить новую машину и шокированном разнообразием дизайнов.
| Личное авто Раймонда Лоуи. |
В тот период Лоуи работал и над частными проектами автомобилей просто
«для души». Он сам создал для себя персональный лимузин на базе
Линкольна Континентал, придав ему сходство с частным самолётом –
водитель сидел в полностью прозрачной кабине, сзади же были только
маленькие круглые окошки. Подобные окошки впоследствии переняли
некоторые автомобильные компании и стали называть opera windows.
Наверное, они ассоциировались у кого-то с личными ложами лондонских
аристократов, которые были закрыты со всех сторон, чтобы владелец ложи
мог смотреть спектакли инкогнито. Также Лоуи строил весьма
экстравагантные кузова на базе Ягуара ХК120, БМВ 507.
| Сам Раймонд Лоуи рядом с одним из своих творений. |
Опять же в конце 40-х Лоуи принял предложение компании Кока-Кола
разработать для неё новый логотип. Заодно он изменил вид бутылки для
этого напитка, сделав её сужающейся посередине наподобие женской талии.
Бутылку стало гораздо удобнее держать в руке, а в рекламе использовался
мотив сравнения формы бутылки с фигурой молодой девушки в купальнике.
| Реклама Кока-Колы. |
Новые Студебейкеры, разработанные Лоуи в 1953 году, были уже не столь
удачными – их дизайн не нравился публике, находившейся под впечатлением
новых «аэрокосмических» Кадиллаков и Бьюиков, щеголявших панорамными
стёклами и первыми, пока ещё небольшими, хвостовыми «плавниками». Их
багажники снаружи казались большими, но вещи в них класть было неудобно
– мешали запасное колесо, сильно выступавшие бензобак и колёсные ниши.
Была и причина, к которой Лоуи и его дизайн не имели отношения –
компания никак не могла разработать V-образный 8-цилиндровый мотор, а
без этого на тогдашнем американском автомобильном рынке просто нечего
было ловить.
Лоуи доработал эту модель в 1957 году, снабдив по моде «плавниками» и
выполнив фальшрадиаторную облицовку в стиле Мерседесов, которые
продавались тогда в США именно через дилеров Студебейкера. Лобовое
стекло он всё же не стал делать панорамным, зато заднему придал
кривизну почти как у Корветов следующего десятилетия. У этих машин
появились свои фанаты, специально для них компания Фрик стала
устанавливать на Хоуки новые моторы Кадиллак – эти машины прозвали
«Студиллаками». Вскоре и сам Студебейкер разработал новые мощные
моторы, и в продажу поступили Голден Хоук и Пауэр Хоук, но тут
«аэрокосмический» стиль стал выходить из моды, и их стиль сильно
упростили.
В моду входили спортивные модели, и Лоуи разработал купе Аванти со
стеклопластиковым кузовом. Для Аванти разработали самые современные
моторы, даже исполнение с впрыском топлива и турбонаддувом, развивавшее
мощность 575 л.с. Возможно, эта машина успешно конкурировала бы с
Мустангом и в какой-то мере с Корветом. Но тут компания объявила о
свёртывании производства в США. Ещё какое-то не очень длительное время
она собирала машины в Бразилии, но о спортивных авто уже не помышляла.
| Аванти. |
Всё же Аванти не канул в небытие. Права на производство этой модели
выкупили владельцы самого крупного дилерского агентства компании Натан
Альтман и Лео Ньюмен, и она выпускается мелкосерийно и в наши дни. В
70-е на Аванти ставили моторы Шевроле, в том числе и от Корвета, сейчас
перешли на силовой агрегат от Мустанга с компрессором Пакстон. Выбор
кузовов был расширен за счёт кабриолета и 4-дверного седана.
А Лоуи не остался без работы. Идею Аванти он продолжал, уже не ради
дохода, развивать и в 70-е, и иногда его находки приходились ко двору в
американских, а также европейских и японских компаниях. А ещё он
проектировал фотоаппараты, кинокамеры, магнитофоны и проигрыватели
пластинок, вообще любую бытовую технику. Он считался одним из самых
прогрессивных дизайнеров и доказал это, возглавив работу над дизайном
жилых отсеков спускаемых космических аппаратов Джемини и Аполлон,
орбитальной станции Скайлэб.
|
Категория: Машины | Добавил: STEEL (30.08.2009)
|
Просмотров: 610
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|