Когда однажды заказчик попросил меня сделать его гостиную в русском стиле,
я, про себя, ужаснулась: "Какой кошмар! Хохлома, Гжель и матрёшки!" И
только потом мне в голову стали приходить интересные идеи. А ещё я задумалась:
русский стиль опошлен измайловским вернисажем, ярмарочно- балаганным торжищем
на потребу заграницы. А какой он на самом деле, русский стиль? Можно ли его
поднять до высот итальянского дизайна? И как сделать стильным русский интерьер,
чтобы он не был похож на иллюстрацию из детской сказки?
Суровые избы Севера и изящные московские особняки; палаты Пскова с их нарочито
неровной кладкой стен и владимирские храмы, формы которых тонко вытесаны из
белого камня; буйная фантастичность Василия Блаженного и математически
выверенная гармония Адмиралтейства; суровая сдержанность построек древнего
Новгорода и жизнерадостная декоративность "елизаветинского" барокко.
Всё это русская архитектура. И такая разная. И я поняла, почему оказались
бесплодны попытки славянофилов выделить систему общих признаков в этом стилевом
великолепии, найти определение "русского", верное для любого
культурного периода истории России.
Природа и география, несомненно, многое определили в ориентации торговых и
культурных связей на ранних этапах становления Руси. Связи с Византией были
более активные, чем связи с Западной Европой. А вот влияние культуры Востока
было относительно слабое. Азию от нас отсекла Орда. В архитектуре
"восточное" возникало лишь в орнаменте, причём более в его сюжетах.
Да и заносились эти сюжеты сложными путями, например, в Х-ХIII веках - через
"романский" стиль. Это в допетровской время. А потом было "окно
в Европу" и влияние немцев, голландцев, французов. И через всё это красной
нитью до наших дней шло то, что делает такими неповторимыми орнаменты вышивок,
кружев, деревянной резьбы, просечного железа, всего того, что многие века
украшало жилища, одежду, посуду и весь быт России.
Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание одежды
князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Словом "круживо"
поначалу называли отделки по краю одежды или других изделий. Первые известные
русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены
жемчугом. Вы представляете, какое это чудо? Узоры и цветовой строй вышивки были
неразрывно связаны c трудом наших предков и хранили их представления о
мироздании. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью,
а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет,
которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал
светящее на все четыре стороны "лучистое солнышко", ромб почитался
символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они
сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных,
птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками
в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ
Матери Сырой Земли. Ну разве не похоже это на теперь такие модные африканские
рисунки и орнаменты? Только наши орнаменты не воспеты ни Пикассо, ни кубистами,
ни художниками Монмартра и Монпарнаса. Ну не повезло.
А лоскутное рукоделие? Такие насмешливо известные лоскутные одеяла? Раньше у
нас этим искусством владели все женщины, теперь - только избранные. А ведь в
Америке пэчворк - очень распространённое увлечение. Занимаются им все кому не
лень, он есть во всех домах. Ежегодно проводятся грандиозные фестивали, куда
съезжаются толпы профессионалов и любителей. Представьте себе на Вашей постели
покрывало - смесь лоскутной техники, плетения и вышивки. В зависимости от стиля
его можно украсить пуговицами, бусинами, акриловыми подвесками от девчоночьих
резинок для волос. Да даже кусочками меха или кожи. А бахрома по краю покрывала
из хвостиков пушных зверей? Как это по-княжески, по-древнерусски. Для этого
подойдёт всё, что есть в доме, что осталось от прошлых рукоделий, от занавесок,
скатертей, платков.
Издавна печи, а потом кухонные плиты по немецкому образцу на Руси украшали
изразцами. И были они дивно красочные, с ветхозаветными персонажами или
поучительными историями. Теперь подобную плитку, только с растительным
орнаментом, можно найти у турецких производителей или в восточных коллекциях.
Ею можно декорировать печь, камин или просто кусок стены. Или тот же воздуховод
на кухне, который многие сейчас, борясь за лишние сантиметры площади, пытаются
уменьшить или вовсе превратить в нишу.
Украшать свою квартиру антикварными сундуками, расписными прялками, деревянной
посудой и покрывать мебель и стены узорами от пола до потолка - это кому как
нравится. Это для тех, кто беззаветно любит терема, нарышкинское барокко,
решетки, слюдяные окна, кованые замки, короба с "мягкой рухлядью".
Лично я считаю, что не стоит превращать своё жилище в музейную реконструкцию.
Одного-двух предметов русского дизайна (как и любого другого, впрочем) вполне
достаточно. Только преподнести их надо акцентированно, с большой любовью. С
восхищением. На обычной современной кухне повесить занавеси с ярким
орнаментальным русским декором. И на штангу-карниз другого, контрастного,
цвета, чем остальная мебель. И пусть они напоминают вологодские кружева. Или
свадебный наряд невесты своей многослойностью, многорядностью. И украсить
вставками-бусами. Только для удобства бусы надо сделать съёмными, скажем на
липучках. Очень хорош в этом декоре будет жемчуг: в старину, когда у нас реки
были полны жемчугом, это никого бы не удивило. Или янтарь, своей неожиданной
солнечностью. Даже неяркий зимний свет, озаряя подвески-бусины, будет
напоминать нам о лете, дарить радость созерцания.
Так, одним-двумя этническими предметами мы превращаем свой дом в роскошный
терем. Или в шатёр кочевника-бедуина. Но это уже другая история.