У меня часто спрашивают: «как разговаривать с начальством, чтобы
меня поняли»? Или: «как говорить с шефом чтобы тот поднял мне
зарплату»? Действительно, вы обращали внимание, что когда нам с вами на
работе начальство выдает какое-либо сверхурочное задание, то делает они
это оно легко и свободно, а когда очередь доходит до нас, то мы робеем
и зачастую нам становится совсем трудным, а подчас и вовсе невозможным
отстоять свои права? Так почему же мы с вами не можем говорить с
начальством «на равных» в том случае, когда нам это действительно нужно?
Всё дело в том, что мы с начальством говорим на «разных языках». Что это значит? Попробую пояснить…
Чем более высокое положение человек занимает на социальной лестнице
(это относится, в первую очередь, к тому как он привык зарабатывать
деньги) – тем сильнее это сказывается на его манере вести себя в
обществе с другими людьми. Вряд ли я открою Америку, сказав, что даже
одев дворника и предпринимателя в одинаковую одежду нам будет
достаточно обменяться с ними парой фраз, чтобы понять «who is who» (кто
есть кто). И дело тут совершенно не в количестве денег, а в способности
мыслить и восприятии окружающей реальности. Вокруг каждого из этих
людей будет своя реальность, и реальность дворника будет сильно
отличаться от реальности предпринимателя.
Безусловно, приведенный выше пример, является сильно утрированным, но
отражает суть вещей. Ваш начальник – это, в первую очередь, человек,
привыкший принимать решения. Несмотря на то, что он также как и вы
работает по найму, в его обязанности входит принятие чуть большего
количества решений, чем это привыкли по долгу своей службы делать вы. И
в этом нет ничего страшного или зазорного, потому что если, например,
вам нравится ваша профессия и вы полностью самореализуетесь через нее –
то никакое принятие решений вам и не нужно.
Итак, поскольку ваш начальник – это человек, привыкший принимать
решения, то ему волей-неволей приходится обладать хоть какими-нибудь
деловыми качествами. Именно это и пугает нас в общении с начальством.
Обычно этого боятся люди, которые не обладают никакими деловыми
качествами, они боятся того, что начальник может накричать на них,
оставить без заработной платы или заставить выйти на работу в выходной
день (хотя, как известно, за спрос денег не берут). Поверьте, все эти
домыслы являются сильно надуманными. Начальник – это такой же человек и
разговаривать с начальством возможно так же как и с другими людьми, но
для этого необходимо уяснить некоторые элементарные вещи.
Первое: при разговоре с начальством говорите внятно. Мямлей никто не
любит. Если вы пришли с какой-то просьбой, то излагайте ее конкретно.
Вы себе представить не можете, насколько противно говорить с человеком,
который каждое свое предложение начинает со слов: «я вот тут… в смысле,
это самое… как бы, это… в общем, ну…». Возникает сильное желание
отправить такого человека куда подальше, чтобы он сумел как следует
сформулировать свою мысль и не отнимал ваше время.
Во-вторых: ваш начальник – человек конкретный. Т.е. мало просто внятно
сформулировать свою мысль. Идя на разговор к начальству, вы должны
точно знать то о чем будете вести разговор и зачем вам это надо.
Потому, что первый вопрос, который вам задаст ваш начальник: а для чего
это? Здесь у вас должен быть готов грамотный и правильный ответ.
Например, самый популярный вопрос у большинства людей, это «как
потребовать у начальства повышения зарплаты»? На самом деле, проблема
решается очень просто. Вы просто должны знать, сколько вы на самом деле
«стоите». Т.е. какая заработная плата у людей на вашей должности на
других предприятиях города. Если размер вашей заработной платы
отличается как минимум на 10% от средней «стоимости» на рынке труда –
можно смело требовать повышения, аргументируя это составленным вами
конкурентным листом. В таком случае, можно просить увеличения
заработной платы на 20% (но особо не ждите прибавления более 15%). Если
у вас есть хоть какой-то стаж работы на данном предприятии и ваше
начальство вами хоть сколько-нибудь дорожит, то в 99% случаев –
зарплату вам поднимут.
В том случае,
если размер вашей зарплаты не сильно отличается от «стоимости» на рынке
труда, то рекомендую просить повышения, предлагая взамен взять на себя
ряд новых обязанностей. В этом случае ваш начальник будет понимать, что
вы не на пустом месте требуете прибавки, а понимаете цену денег и
можете что-то реально предложить взамен.
В-третьих: говорите и держитесь уверенно. Если вы не уверены в том, о
чем будете разговаривать – то какой смысл разговаривать об этом вообще?
Распрямитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед
разговором. Во время разговора смотрите на зрительный треугольник:
губы-нос-лоб, это значительно упростит контакт.
В-четвертых: не сдавайтесь после отказа. Вполне вероятно, что ваш шеф
проверит вас на прочность, попытавшись отмахнуться от вашего
предложения как от назойливой мухи. Не падайте духом! Представьте себе,
что это просто игра и вам нужно убедить в чем-то вашего собеседника
(только особо сильно этой игрой не увлекайтесь). Попробуйте объяснить
своему боссу вашу просьбу с другой стороны, возможно, он просто не
понял вас с первого раза.
В-пятых:
если у вас ничего не получилось, не падайте духом! Это не значит, что
вы – неудачник и не умеете добиться своего. Вполне возможно, что у
вашего шефа был просто неудачный день и ему хотелось сделать
какую-нибудь «пакость». Попробуйте вернуться к вашему разговору через
какое то время – возможно в другой раз удача вам улыбнется.
Желаю вам, чтобы вы и ваше начальство всегда понимали друг друга!
|